Межличностное взаимодействие — это фазовый процесс, который характеризуется стадийностью своего развития. Так, например, в развитии межличностного контакта условно выделяют четыре фазы:
- 1 — первичного восприятия (результат формирования первого впечатления о партнере);
- 2 — сближение (здесь происходит уточнение и коррекция первого впечатления и, как результат, формируются оценки и самооценки, актуализируются установки относительно общих действий);
- 3 — совместного действия (содержание этой фазы состоит в проверке на психологическую совместимость, толерантность, взаимопонимание в экстремальной ситуации и, как результат, принятие партнерами межличностных ролей, определения их социального статуса в общении);
- 4 — зрелости (обусловлена принятием взаимных ожиданий и норм и, как результат, включения более сложных социально-психологических механизмов взаимовлияния).
Одним из способов понимания в общении является анализ влияния на партнера. Э. Берна доказывает, что существует прямая зависимость между схемой поведения человека и состоянием его психики, можно выделить типичные состояния сознания: Я — Отец, Я — Взрослый, Я — Ребенок.
Все психологические состояния — нормальные психологические феномены. Каждый из них играет жизненно важное значение для человека. Ребенок — источник радости, интуиции, творчества. Благодаря Я — Отец большинство реакций человека стали автоматическими, что помогает сэкономить время и энергию. Я — Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, Я — Взрослый контролирует действия Я — Отец и Я — Ребенок, является посредником между ними.
Интересно почитать:
- Семейные взаимоотношения — как танцевальная импровизация. Часть 13
- Семейные взаимоотношения — как танцевальная импровизация. Часть 12
- Семейные взаимоотношения — как танцевальная импровизация. Часть 11
- Семейные взаимоотношения — как танцевальная импровизация. Часть 10
- Семейные взаимоотношения — как танцевальная импровизация. Часть 9