Если же в процессе переговоров разногласия не устранены, то возникают условия для возникновения трудового спора (конфликта). C процессуальной точки зрения разногласия перерастают в конфликт с момента оставления нерешенными проблемы между сторонами и передачи их на рассмотрение уполномоченного юрисдикционного органа. Это мнение подтверждается и нормой, содержащейся в ст. 6 Закона «О порядке разрешения трудовых споров (конфликтов)».
Принципиально важно выяснить основные причины трудовых споров (конфликтов). В общем можно выделить следующие причины:
незнание норм трудового законодательства применимо к специфическим отраслям народного хозяйства. Так, например, в сфере японской бытовой химии в Москве действуют несколько иные нормы, поскольку эта бытовая химия не производится в России, а привозится в нашу страну из Японии;
неправильное толкование норм трудового законодательства;
нечеткие формулировки норм трудового законодательства;
пробелы в трудовом законодательстве;
отставание норм трудового права от развития экономики и организации труда;
ненадлежащая организация труда и недостатки в деятельности предприятия.
Практически значимым является вопрос о классификации трудовых споров:
1) в зависимости от субъектного состава трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.
2) в зависимости от предмета спора они делятся на:
— споры по поводу установления условий труда;
— споры по поводу применения условий труда;
— споры по поводу установления локальных норм права;
— споры по поводу применения норм трудового права.