Для того, чтобы противостоять психологическим и информационным манипуляциям, необходимо четко знать методы и структуру их работы.
В структуре работы современных «черных» политтехнологов имеют место методики, которые отличаются своей степенью сложности. Методики делятся по семи уровням сложности. Нижние предусматривает прямое манипулирование определенного политика (проще — через СМИ), а высшие — скрытую манипуляцию, что заставляет объект совершать действия, которые негативно влияют на имидж.
«Черные» технологии делятся еще и по своему источнику (заказчику):
- авторизованные;
- полуавторизованные;
- анонимные методики.
Самая негативная особенность «черного» ПР через СМИ — он не может быть анонимным.
Технология формирует открытое полярное противостояние между заказчиком и жертвой по любому вопросу (блока вопросов). В данном случае жертва обозначается как своеобразный «источник зла»; озвучивается информация о разоблаченных «ужасных фактах», любая оплошность раздувается до невиданных размеров. Поскольку «разоблачения» идут от самого заказчика, они должны иметь под собой хотя бы малейшее обоснование. Обычно для этих целей используется какой-то незначительный факт, из которого делается множество не всегда логических выводов. Например, если человек экономист — его могут обвинить в падении курса национальной валюты. Главная особенность авторизованных разоблачений — то, что они принадлежат к профессиональной и общественной деятельности жертвы, но не к ее частной или семейной жизни.