Социотропный подход к изучению конфликтов. Часть 5

Автор: | 13 мая, 2014

«Первым и важнейшим шагом первобытных людей в сторону цивилизации была эволюция строгих обычаев, вынужденное соблюдение которых приучала людей к контролю непосредственных импульсов». Более воинственные племена имеют более высокий уровень социальной организации, высшие нравственные чувства.

По мере взросления человека проявления инстинкта драчливости становятся менее грубыми (за исключением случаев, когда возбуждение достигает наибольшей интенсивности) и повышают энергию актов, направленных против действия других инстинктов. «Энергия его импульса присоединяется к энергии других импульсов и таким образом помогает нам преодолеть препятствия». Именно в этом заключается важное значение инстинкта драчливости для цивилизованного человека. Если бы у нас не было инстинкта драчливости, мы не умели бы адекватно выражать гнев и источники скрытой энергии, которая помогает выходить из сложных ситуаций, возникающих на жизненном пути.

Также источником гнева может стать родительский инстинкт и соответствующая ему эмоция нежности. Поскольку этот инстинкт полностью имеет защитный характер, то любое препятствие к его реализации вызывает гнев. Даже опосредованная угроза в адрес ребенка (недобрый взгляд и т.п.) вызывают у матери гнев. Тесная связь между нежной эмоцией и гневом имеет большое значение для социальной жизни человека, поскольку такой гнев является зародышем нравственного негодования, «уголовное законодательство является организованным и регламентированным выражением общественного гнева, модифицированного и смягченного в разной степени желанием, чтобы наказание исправило преступника и удержало других от плохих поступков «. Это дает возможность сделать вывод о том, что оправдание и наказания брали за источник родительский инстинкт. При этом надо учитывать, что объектом первичной нежной эмоции является не сам ребенок, а выражение страдания, страха или обиды на его лице, особенно плач под влиянием обиды.

Интересно почитать: