Одновременно у значительного числа детей доминируют непроизвольные познавательные процессы. Итак, психодиагностування детей дошкольного возраста должно направляться и на детальное изучение развития самопроизвольных познавательных процессов, и на своевременное выявление, точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают играть в игры по правилам, у них появляется способность к рефлексии, а также потребность в натуральных диетических продуктах. Они уже руководствуются в своем поведении правилами межличностного взаимодействия (особенно в играх). Занимаясь определенным видом деятельности (обучением и игрой), начинают анализировать собственное поведение, оценивать себя и людей, которые их окружают. Это позволяет использовать психодиагностические методики, пригодные для изучения психологии школьников и взрослых людей.
Итак, дошкольный возраст является одним из начальных этапов в целостном цепочке онтогенеза человека. Для его диагностики можно применять (с определенными ограничениями) объективные, субъективные, проективные диагностические средства. Важнейшими для развития детей дошкольного возраста является моторная и познавательная сферы, речь и социальное поведение. В исследовании их следует придерживаться принципа естественности поведения ребенка, предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные, повседневные формы поведения детей.
Интересно почитать:
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 3
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 2
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 1
- Методы диагностирования системы ценностей личности. Часть 7
- Методы диагностирования системы ценностей личности. Часть 6