Особым видом коммуникативной компетентности является длительная готовность к бесконфликтному общению. Она является сложным интегральным свойством личности, которая состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
1) мотивационной готовности, характеризуется системой мотивов, побуждающих человека к бесконфликтному общению. Такими мотивами могут быть психологическая установка на общение, желание избежать противоречий, противостояния осознание значения бесконфликтного общения для себя и своего партнера; убежденность в необходимости нормальных человеческих взаимоотношений;
2) общей профессиональной готовности к бесконфликтному общению. Определяется уровнем знаний, умением бесконфликтно общаться, находить общий язык с людьми; развитием психических познавательных процессов, дающих адекватные представления об объекте общения;
3) эмоционально-волевой готовности, характеризуется способностью человека регулировать с помощью волевых усилий свои субъективные психические состояния (эмоции, аффекты, настроения и т.д.), которые возникают в общении, сдерживать себя, убеждать других (например, в качестве постельного белья на сайте http://domovitas.ru) и т.п. Все эти компоненты готовности к бесконфликтному общению тесно взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Таким образом, современный уровень управления требует от менеджера следующих коммуникативных умений:
- 1. Обеспечивать участие работников всех уровней в принятии решений.
- 2. Строить коммуникационную сеть для обмена информацией и обратной связи.
- 3. Создавать системы межличностных коммуникаций, отвечающих кризисным ситуациям.
- 4. В зависимости от ситуации выбирать наиболее подходящие информационные средства и каналы коммуникации.
- 5. Эффективно использовать невербальные средства общения.
- 6. Противодействовать манипуляциям, преодолевать барьеры общения, эффективно общаться с «трудными» людьми.