Моральное самопознание инвалида. Часть 17

Автор: | 27 января, 2014

Специфические трудности самопознания еще не дают оснований для вывода о том, что оно всегда «остается на уровне практического знания, — не в силах подняться на уровень науки». Во-первых, эмпирические знания лица о себе, включены в виде самосознания в социологические, психологические, этические исследования, становятся необходимым условием научной достоверности последних. Во-вторых, чем выше теоретический уровень наших знаний о человеческой природе, тем больше вероятность того, что целенаправленное самоисследование позволит каждому достигать объективно истинного знания о себе. К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что разумно мыслящий человек по отношению к себе непременно выступает как историк, философ и психолог, ведь «каждый делает наблюдения над собственным развитием, над своими психическими процессами: каждый делает опыты в психической сфере и осмысливает результаты этих опытов». Мы не только попадаем в разные ситуации, но и сами выбираем и создаем их, принимая решения и совершая поступки, подвергая себя «испытанию на прочность», проверяя собственную моральную надежность, «экспериментируя» над собой, благодаря чему еще лучше познаем свои нравственные потенции. Опора на нравственные практику и знания основ современной социологии, этики, психологии будет способствовать все более правильному и научно обоснованном пониманию лицом нравственной сущности своего поведения и характера. Ведь, моральное самопознание «осуществляется, как и всякое познание в рамках относительных, а не абсолютных истин». Но и во всяком морально-этическом знании человека о себе содержатся зерна абсолютной истины, из-за чего в своем индивидуальном и историческом развитии он способен приближаться ко все более полному и глубокому знанию о себе.

Интересно почитать: