Риторическая деятельность психолога. Часть 1

Автор: | 11 июля, 2014

Изучая современные научные труды, можно сделать вывод, что под термином риторика понимают теорию красноречия, собственно науку о красноречии, исследование теоретических основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Соответственно, к научной концепции Г.Сагач, риторика рассматривается как наука о законах управления мыслительно-речевой деятельностью, то есть о законах, определяющих эффективность деятельности психолога. Риторика — комплексная интегративная наука, занимающая место на пересечении (причем многоуровневом) философии, педагогики, логики, психологии, лингвистики, этики, сценического мастерства, выразительного чтения и т.п. Иначе говоря, риторика как бы вбирает в себя из других наук определенные смысловые компоненты, так же как и новый рецепт оладьев может включать новые ингредиенты.

Представим краткую характеристику законов риторики.

Первый закон риторики (концептуальный) формирует и развивает у говорящего, в частности психолога, умение всесторонне анализировать предмет исследования и выстраивать систему знаний о нем (замысел и концепцию).

Второй закон — моделирование аудитории формирует развивает у говорящего умения системно изучать три группы признаков (социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-личностные), которые определяют «портреты» любой аудитории вуза, и учитывать полученные результаты при коммуникации.

Интересно почитать: