Синергические концепции в психологии управления. Часть 23

Автор: | 11 марта, 2014

Это и «сверхсознание», концепция которого распространяется в работах психологов, представителей медицины, искусства. Это также гештальтсоциологичний «тотальный социальный феномен» Ж. Гурвича, выражающий целостный характер любого социального образования. Это и «нравственный закон», подобно кантовского императива.

Это также понятие «космоса», употребляемый многими мыслителями в разных аспектах — у Платона в форме идеи «скрытого знания» и Логоса, у Р. Декарта, И. Канта, Д. Локка, Г. Лейбница, Л. Фейербаха, А. Конта, Э. Дюркгейма и др. в виде таких категорий, как «чудесное», «тайное», «стихийное» в человеке и обществе. Это также и «космос естественной каузальности» М. Вебера. Это и «коммуникативная компетенция» Н. Хомского, «порождающий план», несущий информацию об объектах мира, а также «трансцендентальная схема» И. Канта. Это и фактор понимания в герменевтике в виде принципа «предустановленной гармонии» между субъектом и объектом (В. Гумбольдт, Э.Шпрангер, В. Дильтей), в виде чего-то «третьего», занимающее субъект и объект познания. Это и «смысловое поле как система значений» А. Н. Леонтьева, «жизненное пространство» К. Левит, «гедоническая пространство» В. Вундта.

Это и «энергетическое поле времени» Н. А. Козырева, которое не распространяется как волны света, а находится сразу везде. Это и сознание в контексте операций, которые, как писал Ж. Пиаже, разворачиваются в направлении достижения некоторого «равновесного состояния». Это и «ничто» как его понимает философия экзистенциализма (М. Хайдеггер пишет, что аутентичное бытие заключается в преодолении любых форм предметно-сущностного, в преодолении любых границ. Сартр отождествляет «ничто» воле, а Г. Марсель — с тайной, «несубстанцийним абсолютом»).

Интересно почитать: