Моральное самопознание инвалида. Часть 4

Автор: | 8 января, 2014

3211521141

Противоречия морального самопознания, не решаемые в рамках пассивного самоанализа и рефлексии, замкнутого в себе индивида, становятся вполне победимыми в процессе практического взаимодействия с другими членами общества. Из того, что далеко не каждый адекватно познает себя в моральном аспекте по мере несоответствия между поступками и представлениями о себе, «вообще, вряд ли кто вообще способен запечатлеть себя верно». Принципиальное ограничение познавательных возможностей человека относительно самого себя ведет к унижению и искажению жизненных функций самосознания, означая отрицание его возможности осознавать, что он думает, чувствует, делает (например, делает свадебное платье на заказ к самому торжественному событию в жизни) и сознательно творит себя по законам добра.

Гипертрофированное самопознания оторвано от общения с окружающими неизбежно парализует моральную активность личности, вырождаясь в бесплодное самокопание. И чем больше человек сосредотачивается на самом себе, тем он больше духовно беднеет, тем менее важным объектом познания становится для себя и для других.

Большинство ученых считают, что эмпирическое и теоретическое самопостижения человека ни исторически, ни онтогенично не предшествует его практической самореализации, а включено в нее, оправдано, обусловлено и опосредованное ней. «Только выполняя свои моральные обязательства, лицо окончательно освобождается от субъективного произвола рефлексии о надлежащем и разрешено», — отмечал Гегель. Нравственная сущность человека проясняется для нее и окружающих при условии, что она реализуется ею в общении с другими, объективируясь в поступках (например в таком поступке как резиновая плитка купить). Вместе самопознания невозможно без признаний, то есть без словесного выражения о себе, самоописания, автохарактеристики.

Интересно почитать: