Всем известно еще из школьной программы, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятие дает их целостное представление (образы), память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы…
Возможно, легко было бы обойтись без восторга и восхищения, а также разочарования и уныния, удовольствия и горькой досады, страданий и радости, без нежной любви и жгучей ненависти. Но невозможно представить нашу жизнь без эмоций!
Не случайно с давних пор возникало представление о триаде в структуре психической жизни (душа — это ум, воля и чувство), о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в ладу». И хорошо было бы воспользоваться советом С. Я. Маршака: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет», но, как правило, в жизни такая «золотая середина» встречается редко. Люди не в состоянии урегулировать эмоции и стараются негативные эмоции просто скрывать, однако это не проходит бесследно — тело начинает болеть.
В то время как изучению познавательных и волевых процессов наука всегда уделяла внимание, исследование эмоциональной жизни оставалось уделом искусства, поэзии и музыки. Если философия всегда уделяла внимание эмоциям, понимая всю важность эмоций для самосознания человека, то, как ни странно, психология обратилась к изучению эмоций и чувств только в двадцатом столетии. Одними из главных вопросов остаются те, с которых мы начали: «Зачем человеку нужны эмоции и чувства? Каковы их функции, какую роль они играют в психической жизни человека?» Оказалось, что ответить на этот вопрос односложно нельзя.
Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько: как и все познавательные процессы, эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания; в эмоциях и чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
Эмоции (от лат. emovere — потрясаю, волную, возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции считаются одним из главных регуляторов деятельности. В роли базовой формы эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые. Это реакции как человека, так и животных, на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они имеют ярко выраженную субъективную (личностную) окраску и охватывают все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением наших потребностей (и тогда имеют знак «+» (положительные эмоции) и неудовлетворением их (со знаком «-» (отрицательные эмоции).
Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, являются источниками его болезней (психосоматических заболеваний). Другие же, напротив, утверждают, что эмоции играют позитивную роль в мотивации и направлении поведения людей, их функция — мобилизация и в то же время урегулирование.
Интересно почитать:
- Ничего не найдено
Здравствуйте,
Спасибо за интересные мысли
хотелось бы видеть больше подобных статей с объяснением значения эмоций и чувств. Пытаюсь объяснить себе как в душе взаимодействуют все три составляющих (разум, воля и чувства) и для чего они нам.