Моральное самопознание инвалида. Часть 3

Автор: | 4 января, 2014

self-deception

Действительно, самопознание отличается своеобразным сочетанием объективного и субъективного, конкретного и абстрактного, единичного и общего, чувственно-эмоционального и логично-рационального. Самое трудное — познать самого себя, — предупреждал Фалес, а Бэкон уточнял: «Во всяком случае необходимо приложить не менее, а то и быстрее и больше для того, чтобы получить о самих себе, а не только о других, подробные и правильные представления». Сложность эта, очевидно, заключается в том, что субъект познания одновременно является объектом для себя, а это неизбежно порождает опасность субъективизма в исследовании и объяснении своих помыслов, переживаний, поступков и качеств. Моральное самопознание не может быть бесстрастно-объективистским, так как собственное лицо представляет особый интерес для субъекта, тем более, когда вопрос встает о его нравственной ценности. Одновременно оно должно быть беспристрастным и направленным на достижение объективной истины. «Чтобы объективно понять свои переживания, необходимо не регистрировать только то, что непосредственно дано в видениях сознания, а открытыми глазами взглянуть на свою реальную жизненную позицию, которой обусловлены эти переживания и осознавать себя в ней. Это часто является вопросом не только интеллектуальной, но и морального честности и морального мужества».

Кстати, если вам нужна психологическая консультация в различных сложных жизненных ситуациях, таких как проблемы в отношениях, проблемы с девушкой, или же проблемы с парнем — добро пожаловать на сайт психолога в Николаеве. Девушки, тут вы найдёте психолгическую помощь при проблемах с парнем.

Познавательный интерес к собственной личности обусловлен необходимостью человека в самоориентации и самореализации, самоутверждении и самосовершенствовании в процессе совместной деятельности и взаимного общения с другими (в частности, это особенно актуально для детей в детский садик в Киеве, где ребёнок только адаптируется к общению с другими детьми). В определенных условиях моральное самопознание становится относительно самостоятельным процессом, требует полной концентрации внимания и напряжения ума, чувств, воли. Но для того, чтобы понять себя, совсем не обязательно удаляться от людей, потому что желающий этого всегда и везде сможет уединиться в собственной душе, — справедливо заметил Марк Аврелий. Уход от «мирской суеты» в постоянно болезненное самокопание никому еще не помог понять свою нравственную сущность. Одновременно время от времени возникает необходимость наедине с собой разобраться в своих противоречивых побуждениях и поступках, критически проанализировать допущенные ошибки, подвести черту под сделанным и пережитым, наметить планы на будущее. Человек не только имеет право на уединение, писал Н. Г. Чернышевский, но и нуждается в том, чтобы периодически сосредоточиться на своей внутренней жизни. Аутокомуникация это — способность обсуждать с самим собой пройденный путь и перспективы, анализировать сокровенные мысли и чувства. Необходимо отличать одиночество как форму социального отчуждения личности, переживаемого как состояние отрешенности, от необходимости в уединении, необходимом взрослому человеку для нормальной рефлексии, самооценки, самосовершенствования. Несмотря на сплошь интимный характер, диалогическое общение индивида с собой в процессе нравственного самопознания остается социальным по своему происхождению и методами функционирования специфически воспроизводить в общих чертах содержание и структуру познания других людей в процессе нравственного общения с ними.

Интересно почитать: