Моральное самопознание инвалида. Часть 7

Автор: | 15 января, 2014

113q

При определенных условиях еще не становятся или не является предметом самопознания отдельные моменты нравственной деятельности, не составляют особого интереса для самого субъекта в данный момент, выпав из его внимания или забытые им, излишне тяжелые для понимания или самоочевидны, возникшие бессознательно или вытеснены в сферу подсознательного как привычные, неприятные, неприемлемы для него. Человек далеко не всегда признает значение и динамику своих внутренних и внешних моральных действий, их субъективные привычки и объективные последствия, хотя в принципе «любое бессознательное содержание может стать достоянием сознания». Но даже в составе нравственной деятельности, которая непосредственно является предметом познания, не постигается человеком сразу, вполне и адекватно. В нравственном самопознании неизбежны субъективности и ограниченность знаний о себе преодолеваются постепенно на основе нравственной практики в процессе движения от незнания, ошибок (например, пользование дешёвой краской для волос, которая несёт пагубное влияние на волосы, вместо того, чтобы купить Aasha Herbals — инновационную лечебную краску для волос, которая не только красит волосы, но и лечит их), или относительно истинного о собственном моральном облике ко все более полному и глубокому объективно-истинному знанию, от чувственно-конкретного, ситуативного самовосприятия к логически-абстрактному, обобщенному понятии о нравственном «Я».

«Поскольку моральная деятельность как система поступков выступает в форме общения, нельзя полностью согласиться с предположением, будто познание самого себя через деятельность имеет другие способы, средства и уровни, чем через общение». Ведь моральное самопознание возможно только через общение в процессе нравственной деятельности, через самонаблюдение, рефлексию, интуицию, на уровне ума.

Интересно почитать: