Моральное самопознание инвалида. Часть 14

Автор: | 23 января, 2014

Разум в гносеологии рассматривается как более сложная и совершенная форма логического мышления, которая диалектически преодолевает ограниченность здравого смысла. В этике моральный разум определяется как «развитая способность общественного человека обдумывать социальную действительность и самого себя в нравственных характеристиках», как «критически мыслящая совесть», основана на преодолении «дуализма между научно-познавательными возможностями человека и его духовно-нравственным развитием, на постижении истины, которая включает в себя решение этических проблем. Такое этическое знание — не только продукт ума, но и предпосылка последующих нравственных поисков, результат которых зависит и от методологических, мировоззренческих (в том числе морально-этических) позиций субъекта.

Моральное самопознание становится разумным при условии, что все глубже проникает в сущность не только отдельных поступков и качеств личности, но и всей ее нравственной деятельности и морального облика в их системном единстве и противоречивом развитии, постигая общее в единичном, необходимое в случайном, должное в сущем. Моральная проницательность ума проявляется не столько в способности чувствовать тончайшие нюансы в мотивах и поступках, поскольку в объяснении всего поведения сложным комплексом социальных и психологических, объективных и субъективных, существенных и несущественных причин в контексте разнородных общественных отношений (например, во время перелёта в самолёте с детьми, которым необходим детский проездной документ или загранпаспорт для путешествий). Действительно, разумное отношение к себе, в отличие от рассудительности как морально-прагматического качества, направленное в основном на обеспечение собственного блага и счастья, приводит прежде всего к заботе о благах и счастье других людей.

Интересно почитать: