«Я-концепция» как показатель личностного роста будущего учителя. Часть 1

Автор: | 9 июля, 2014

Личностный рост студента как будущего учителя является одной из актуальных проблем педагогического образования, ведь «воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» (К.Д.Ушинский). В современной психологической науке среди важнейших психологических образований личности выделяется ее «Я-концепция» — сложная динамическая система представлений человека о самом себе. Исходя из того, что данный психический феномен является прижизненным образованием человека, мы считаем, что формирование позитивной «Я-концепции» будущего учителя является одним из приоритетниших задач по сравнению даже с традиционным развитием профессиональных способностей, совершенствованием методической подготовки, обогащением профессиональной информационной осведомленности т.п. Кстати, повысить свою психологическую осведомленность можно на сайте Психологического радио здесь.

Под «Я-концепции» будущего учителя мы понимаем сложную динамическую систему представлений студента о себе как личность и субъекта учебно-профессиональной деятельности, которая включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
«Образ-Я», раскрывает неповторимость самовосприятия из-за фиксации студентом определенной социально-ролевой позиции и установок в отношении себя;
«Отношение-Я», которое определяется самооценкой педагогических способностей и личностных качеств и может вызывать определенные эмоционально-ценностные проявления;
«Поступок-Я», направлен на самопознание и самосовершенствование собственного «Я» или проявление определенной защитного действия в случае «посягательство» на ценность и целостность сложившегося представления о себе.

Такой подход позволяет выделить, на наш взгляд, ряд эмпирических показателей, раскрывающих сущностное содержание и характер «Я-концепции» студента и выявляются с помощью системы психодиагностических процедур. Среди них: 1). Когнитивная составляющая: профессионально-ролевые установки; характер и содержание суждений о себе (которые оказывались нами с помощью модифицированного теста «20-ти утверждений самоотношения» (М. Кун, Т. Мак-Партленд, 1954), а также контент-анализа творческих работ студентов на тему «Я как будущий учитель «,» Кем я представляю себя после окончания учебного заведения? «); 2). Эмоционально-ценностная составляющая: уровень самооценки педагогических способностей и личностных качеств; аутосимпатия и уровень самоуважения, ожидаемое отношение к себе от окружающих (Опросник самоотношения (В.В.Столин, 1985)); уровень личностной и реактивной тревожности как проявление возможных противоречий в «Я-концепции» (С) (Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, 1976); 3). Поведенческая составляющая: характер локуса-контроля (Опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, 1984)). Положительная «Я-концепция» будущего учителя характеризуется следующими эмпирическими показателями: высокая когнитивная сложность и дифференцированность «Образа-Я»; профессионально-ролевая идентификация («Я-будущий учитель», «Я — учитель-практикант» и др.); наличие собственно личностных компонентов в структуре представлений о себе (любовь к детям, принятие, понимание и уважение другого и т.д.); внутренняя целостность и согласованность между модальностями «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное»; относительная устойчивость, стабильность представлений о себе как личности и будущего учителя; преобладание среди них моральных суждений и общий положительный их характер.

Интересно почитать: