Студенты с положительной «Я-концепции» отличаются высокой (в основном адекватной) самооценкой педагогических способностей, личностных качеств и последствий своей учебно-профессиональной деятельности; высоким уровнем самоуважения и аутосимпатии. Они в основном ожидают позитивное отношение к себе со стороны авторитетных лиц, эмоционально устойчивые, с низким уровнем личностной и реактивной тревожности. Для них характерна высокая активизация поступка самовидения, наличие положительных мотивов учебно-профессионального и личностного самосовершенствования, способность к волевому действию по преодолению недостатков собственного «Я»; доминирование интернальних (внутренних) тенденций локуса-контроля.
Негативная «Я-концепция» будущего учителя определяется когнитивной простотой и недостаточной разрозненностью элементов «Образа-Я»; нехваткой конструктов, указывающие на профессионально-ролевые установки, ограниченность лишь формально-функциональным признакам; противоречивостью «Образа-Я», критической несогласованностью между «Я-реальным» и «Я-идеальным», высокой его изменчивостью и ситуативностью; преобладанием внешне атрибутивных суждений, нередко с негативным эмоциональным оттенком; заниженной самооценкой педагогических способностей и результатов учебно-профессиональной деятельности; «комплексом неполноценности», с низким уровнем самоуважения; ожиданием преимущественно негативное оценочное отношение к нему окружающих.
Интересно почитать:
- «Я-концепция» как показатель личностного роста будущего учителя. Часть 6
- «Я-концепция» как показатель личностного роста будущего учителя. Часть 5
- «Я-концепция» как показатель личностного роста будущего учителя. Часть 4
- «Я-концепция» как показатель личностного роста будущего учителя. Часть 3
- «Я-концепция» как показатель личностного роста будущего учителя. Часть 1