Самопознание в системе ментальных ценностей. Часть 2

Автор: | 21 июля, 2014

По мнению К. Сокович, дидаскала и ректора Киевской братской школы, «величайшая мудрость, высокая философия, нужнее теология состоит в том, чтобы познать самого себя …», а сентенция «познай самого себя», подчеркивал он, «может научить нас трем большим вещам. При внимательном ее рассмотрении человек может узнать, чем она была до рождения, чем стала, родившись, и чем будет потом «.

А. Кульчицкий, учитывая крестьянскую структуру украинской нации, отмечал, что ей «свойственны рефлексивные установки, направленные на самоуглубления и самопознания, а одновременно и на адекватно восприятие, понимание интимного круга». Это одна из системообразующих признаков, присущих менталитету украинского народа и его психологическому складу.

Нравственный идеал человека, по Т.Шевченко, центром мировоззрения которой является наука, а главной силой — ум, — это «свободный дух, сам на основе своего познания самоопределяется» (М.Шлемкевич, 1992). Именно эта идея наряду с педагогическими концепциями Г. Сковороды, А. Потебни, И. Франко, А. Янина, Ващенко, связанными с психопедагогики самопознания и самосозидания, как отмечает П. Кононенко, должна быть положена в основу национальной педагогики.

Интересно почитать: