Психологические особенности ранней юности. Часть 4

Автор: | 6 августа, 2014

Затем, будучи прекрасными имитаторами, они пытаются поступать так же — в большей степени из-за того, что родители много чем для них: источником любви или ненависти, материального благополучия или бедности, покоя или страдания, безопасности или тревоги, удовольствия и выполнения тайных желаний. Шаг за шагом дети становятся социально адаптированными личностями и ведут должным образом даже при отсутствии внешних стимулов; согласие сама по себе становится лучшей наградой.

Построение и переоценка системы ценностей — основной процесс нравственного развития в юношеском возрасте. По Хоффманом, нравственное развитие проходит тремя различными, частично совпадающими, путями. Первый — основан на тревоге сдерживания, то есть социально приемлемое поведение, вызываемое страхом перед наказанием. Дети учатся связывать наказание, которое идет от родителей и других людей, с неприемлемым поведением. В конечном итоге они справятся со страхом наказания, воздерживаясь от запрещенных действий. Что касается второго пути, то, по мере того, как дети становятся старше, они учатся основанной на эмпатии заботе о других. Эта моральная перспектива объединяет способности человека разделять чувства других с когнитивной способностью представлять, что чувствует другой и как собственное поведение может изменить внутреннее состояние других людей. В-третьих, нравственное развитие подростков и юношей происходит благодаря развитию мышления на уровне формальных операций, в процессе которого они приобретают опыт проверки гипотез, переоценки информации и переформулирование понятий. Переоценка ценностей выступает фактором изменения отношения к риску, в связи с чем некоторые молодые люди принимают участие во многих рискованных мероприятиях.

Интересно почитать: