Но это еще не болезненная реакция, с которой могут справиться педагоги, авторитеты у подростка, или семья, если она не потеряла своего влияния на него. Реакция подражания приобретает болезненные черты тогда, когда стремление подростка быть похожим на своего героя или занять должное с его точки зрения место в интересующей его группе подростков не приводит к цели. Родители или не могут, или не хотят покупать то, что нуждается подросток, но и НЕ умеют отвернуть его от этих желаний. Подросток остро переживает несоответствие между желаемым и действительным.
В жизни могут встречаться также реакции так называемого негативного поражения. Подросток не согласен, например, с установками своей семьи «которая живет только меркантильными интересами, и отказывается от домашних благ, стремится в компанию неудачников, предпочитает носить поношенную одежду, явно немодный. Это своеобразная реакция протеста, которая сочеталась с реакцией подражания.
Реакция компенсации также нередко наблюдается в детском возрасте. В норме она сводится к желанию скрыть свой недостаток или плохое поведение и может проявляться в обычной лжи или в попытке «затмить» свои неуспехи чем другим. Например, некрасивая девочка или тощий подростк, которые не пользуются особенным вниманием в среде сверстников, старательно учатся, много читают, чтобы добиться репутация «эрудита».