Субъективность и ее самопознания на фоне цивилизации: безумие и сексуальность. Часть 3

Автор: | 3 декабря, 2014

Начиная с XX века понятие преобразования снова приобретает значимость, в том числе с выбором революционного пути практики. На смену власти церкви приходит господство партии. Тогда возникает главный вопрос: каким образом провозглашения истины и управления собой и другими людьми связываются друг с другом? Для решения этого вопроса Фуко исследует осуществления продуктивного познания — обычая, характера. Создание обычая означает изменение образа жизни человека и рассматривается Фуко как полезное познания. Физиология, как ее понимали в древнем мире, должна была давать принципы, определявшие бы поведение человека, критерий, который определял бы степень нашей свободы; это превращало человека, полную ужаса перед природой, в свободную личность со спокойной волей.

Такую свободу действия имеет парезия (греч. Отпущения, убежище, защита) как техника, применяемая в отношениях между врачом и больным, учителем и учеником. Знание теперь нацеливаются на вещи, мир, богов, людей для изменения бытия субъекта. Тогда его «Я» определяется как точка зрения, как взгляд на мир «сверху вниз». Фуко анализирует здесь преимущественно философские взгляды Сенеки Человеческий: ум признается одной природы с божественным, что позволяет человеку двигаться от земных пороков к Богу. Вместе с этим это проникновением в глубокие тайны природы, что делает бросить сверху взгляд на землю. Сочетаясь с божественным разумом, человек лишается своей скудности. Здесь Фуко раскрывает точку зрения стоицизма. Изучение природы дает инструмент для освобождения «Я». Человек получает самообладание в мире, вмещая себя в сферу абсолютно рациональную — мир божественного провидения. Человек признает цепь причин и следствий как необходимый и разумный. Основанием для освобождения от этой цепи является осознание факта этого освобождения. Так, может, это и есть известный принцип: «Свобода — это познанная необходимость»?

Интересно почитать: