Понятие спасения Фуко рассматривает как переход от смерти к жизни, от зла к добру, от временного к вечному. Религия выполняет функцию спасения, но и философия имеет свою цель в практике, жизни. Благодаря спасению человек становится недоступной несчастью. Это темы атараксии (покоя) и автаркии (самоудовлетворение как результат независимости), которые рассматриваются Фуко в смысле получения вознаграждения — спасение. Оно составляет непрерывную деятельность. Человек спасает себя ради себя и сама выступает средством спасения, чтобы найти самого себя. Такой подход к спасению Фуко называет эллинистическим и римским. Это уже не спасение с помощью государства, как это было у Платона, а работа над самим собой.
Период от Платона до Декарта Фуко характеризует так: на первый план выходит очевидное в интуиции, а превращение самого субъекта становится необязательным. Субъект остается тем, кем он является, истина открывается ему в познании, доступ к ней становится возможным самой структурой субъекта.
Раскрывая идею преобразования, Фуко главное видит в том, что человек освобождается от всего, что делает ее зависимой. Именно стоики выдвинули учение о превращении как духовный акт. Познание отступает на задний план, а вперед выходят практика, аскеза, упражнения. Преобразование — это движение, направленное к своему «Я», это автосубьективация. Здесь должно быть адекватное и полное отношение человека к самому себе.
Интересно почитать:
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 7
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 6
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 5
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 4
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 3