Итак, мотивация является актуальной формой существования мотивов, которая детерминирует реальную деятельность и поведение индивида.
В процессе психологического анализа и измерения мотивации психодиагност исследует интересы, потребности, наклонности, установки, цилеформування, направленность и личностный смысл индивида.
Трудности при экспериментальном исследовании мотивов и мотивации деятельности обусловлены неопределенностью структуры мотивации, ее сути и признаков проявления.
Сферу мотивации (систему мотивов) образуют доминирующие (ведущие) мотивы низшего иерархического уровня (мотивы-стимулы).
Мотивацию характеризуют по многим признакам (индикаторами), которые являются основой методов и методик ее выявления и измерения. К таким признакам относится когнитивная репрезентация — прямая оценка собственных представлений людей о причинах, особенности их поведения, интересы, желания и т.п. Для этого используют анкеты, интервью, беседы и другие методы. Однако вербализованные мотивы не всегда является истинной мотивацией поведения человека.
Детерминирует поведение человека искажения объекта восприятия под влиянием мотивации. Восприятие реальных стимулов происходит разнопланово, в зависимости от значимости конкретного стимула для человека. По противоречием между реальными показателями и показателями их восприятия можно измерять мотивационную переменную деятельности. Повышенную восприимчивость к объекту актуальной мотивации, выборочную внимание к определенным элементам ситуации, релевантных мотивации, называют сензитивностью, или резонансом.
Интересно почитать:
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 4
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 3
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 2
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 1
- Методы диагностирования системы ценностей личности. Часть 7