Развитие психодиагностики в XIX — XX вв. Часть 9

Автор: | 27 июня, 2014

диагност

В 1920-1930 гг развивалась экспериментально-теоретическая тестологии в СССР (И. Павлов, Л. Орбели, Л. Выготский, А. Ухтомский, Б. Теплов и др.).

В начале 30-х годов у ученых вызвал интерес тест Бебкока для диагностики снижения интеллекта. Снижение интеллекта рассматривал и Дэвид Векслер (1896-1981), который создал шкалу интеллекта Векслера — Беллвью (1930). На основе успешности выполнения 11 субтестов шкалы определялись три показателя по этому тесту: интеллект вербальный, интеллект невербальный (практический), общий показатель интеллекта. Д. Векслер модифицировал штернивскую формулу.

В 1937 г. было опубликовано Калифорнийские тесты на умственную зрелость. Они отражали взгляды американских ученых Эдварда-Ли Торндайка (1874-1949) и Л.-Л. Терстоун на интеллект как совокупность независимых способностей или факторов. В 1938 г. Терстоун представил свой тест первичных умственных способностей.

Для диагностирования системы личностных ценностей был назначен тест Олпорта — Вернона. Английский психолог Филипп-Эдвард Вернон (1905-1987) присоединился к формированию психодиагностики как разработчик иерархической модели интеллекта.

Американские ученые (К. Морган и Г.-О. Мюррей) для построения диагностической процедуры использовали принцип проекции, который во второй половине 30-х годов стал основой проективного «Thematic Apperception Test», более известного как ТАТ. Это метод, с помощью которого можно определить доминантные побуждения, эмоции, отношение, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент, по мнению ученого, скрывает или не отображается через их осознание. Применялся принцип проекции в одноименном тесте («Тест Сонди») швейцарского психолога и психиатра Леопольда Сонди (1893-1986).

Интересно почитать: