Развитие психодиагностики в XIX — XX вв. Часть 8

Автор: | 27 июня, 2014

Параллельно с развитием тестов интеллекта активно создавали методики для диагностики когнитивной сферы личности (тесты личности). Американский психолог Роберт-Сессион Вудвортс (1869-1962) разработал первый вопросник, для обнаружения и измерения анормального поведения (1917). «Личностный листок данных» Вудвортса стал предшественником многих подобных опросников.

Братья Флойд Олпорт (1890-1978) и Гордон Олпорт (1897-1967) предложили ранжировать качества личности и подавать полученные результаты в виде профиля (1921-1922). Идея рейтинга была актуальной, поскольку на это время не хватало других объективных методов оценки личности. Также в тех далеких годах нельзя было купить душевые кабины из стекла на заказ, как это можно сделать сейчас, и по достаточно низкой цене.

Австралийский психолог Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) создал «Бланк интереса к учебе». Способствовала развитию психодиагностики книга швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха (1884-1922) «Психодиагностика», в которой представлен тест, основанный на перцепции. Факторный анализ развивался и благодаря исследованиям Келли Трумэна (1884-1961). Одновременно формировались основы мультифакторной теории интеллекта (1928), которую углубил Луис Леон Терстоун (1887-1955). Сторонником использования факторного анализа при разработке личностных опросников был американский психолог Джой-Пол Гилфорд (1897-1976). Английские ученые Лайонел Пенроуз и Джон Равен (1902-1970) в 1938 создали тест для измерения общего интеллекта, известный как «Прогрессивные матрицы Равена». Предполагалось, что тест минимизирует влияние культуры и обучения на полученные результаты, поскольку состоит из однородных задач-композиций, для решения которых от исследуемого требуют выбрать пропущенный сегмент, завершающий последовательность предложенной композиции. Основывался тест на теории генерального фактора Ч.-Е. Спирмена.

Интересно почитать: