«Информация о том, что опасно, а что безопасно в нашей среде чаще всего передается от других людей через социальные формы обучения» — говорит автор исследования Армит Игла (Armita Golka) из Каролинского института в Швеции. «Наши результаты показывают, что эти социальные средства обучения способствуют значительному уменьшению обученного страха, по сравнению с самостоятельным опытом получения личной безопасности».
Пауки, змеи, высота, или замкнутое пространство, — все это и многое другое, может вызвать фобии. Наличие определенных специфических фобий у людей есть достаточно распространенным явлением, которого мы часто пытаемся избавиться как можно скорее. Как показывают новые исследования, наблюдения за безопасным взаимодействием других людей с, якобы, угрожающими объектами, может помочь погасить эти условные рефлексы страха, и не допустить их развития в будущем.
Исследование, опубликованное в журнале Psychological Science издания Ассоциации Психологических Наук, указывает, что этот тип викарного социального изучения может быть более эффективным, чем прямой личный опыт в преодолении реакции страха.
В исследовании, проведенном шведскими учеными, приняли участие 36 мужчин, которым было представлено несколько человеческих лиц, презентация одного из лиц сопровождалась неприятной, но не болезненной электрической стимуляцией запястья. Такая стимуляция проводилась шесть из девяти раз, когда показывали лица. Эта процедура была разработана таким образом, чтобы исследуемые смогли ассоциировать это одно, избранное лицо с получением электрической стимуляции.
Далее участники эксперимента смотрели отрывок видео эксперимента, в котором показ избранного лица не сопровождался электрической стимуляцией.
Те участники эксперимента, которые смотрели фрагмент видео, содержащий реального человека — условие социального учения, продемонстрировали значительно меньший ответ на страх при показе избранного лица, по сравнению с теми участниками, которые видели видео без участия в нем человека.
Также, когда участники, которые видели фильм с участием человека, получили три дополнительных электрошока без предупреждения при показе избранного лица, они не показали никаких признаков восстановления страха.
«Мы были удивлены, обнаружив, что викарное обучения социальной безопасности не только способствует обучению чувству безопасности, оно также предотвращает восстановление памяти страха», — рассказывает Голкар.
Авторы исследования отмечают, что викарное изучение безопасности уже давно используется как часть лечения фобий — лица имеющие фобию наблюдают, как их терапевт взаимодействует со стимулом, которого боятся, прежде чем они сами непосредственно сталкиваются с ним. Хотя эти методы и могут быть эффективны, многие пациенты страдают от рецидивов, в ходе которых, ранее погашены страхи появляются вновь.
«Наши результаты показывают, что на основе этой модели обучения можно помочь при оптимизации лечения из-за ослабления восстановления обученных страхов» пишут исследователи.
Сейчас ученые занимаются изучением нейронных процессов, которые могут играть важную роль викарного изучения и исследуют особенности этой модели обучения.