Моральное самопознание инвалида. Часть 1

Автор: | 30 декабря, 2013

11etsdcuviboijm

Соотношение между самосознанием и самопознанием философской литературе трактуется по-разному: одни авторы в самопознании видят условие самосознания, другие — лишь его результат, а третьи вовсе не упоминают способность самопознания в связи с деятельностью самосознания.

В «Словаре по этике» самопознания не рассматривается ни в отдельной статье, ни в контексте анализа нравственного самосознания, самооценки, самоконтроля, самовоспитания. Между тем, ряд философов, этиков, психологов (Р. Д. Азимова, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова и др.) характеризуют самопознания как одну из ведущих функций самосознания личности. Действительно, всякое знание является идеальной формой существования мировосприятия, ведь «что-то возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение». Следовательно, и знания субъекта о его собственный социальном статусе и внутреннием потенциале является важнейшим способом функционирования его самосознания. Самосознание не тождественно самопознанию, как считал Декарт, и не является его предпосылкой, как утверждал Кант. Самосознание в виде знания субъекта о себе непосредственно обусловлено ​​умственной деятельностью, направленной на него самого, выступая как познавательное самосознание. С другой стороны, самопознание предполагает определенный уровень самосознания, в котором лицо выделяет себя в качестве предмета познания.

Интересно почитать: