Моральное самопознание инвалида. Часть 13

Автор: | 21 января, 2014

11What-is-Spirituality

Различные уровни рационального самопознания определенной степени обусловлены взаимодействием здравого смысла и разума. Согласно Канту, морально практическому разуму приписывается безусловный закон долга, из которого здравый смысл выводит понятие надлежащего и соотносит его с конкретной целью. У Гегеля разум выступает в единстве сознания и самосознания на основе преодоления противоположности надлежащего и существенного, он становится практически умственным, «только тогда, когда выдвигает требования, чтобы добро осуществлялось в мире, обладало внешней объективностью…». Исходя из подобного объяснения самосознания как высшей степени разумной сознания, Р. Д. Азимова ограничила функции здравого смысла формальным усвоением моральных ценностей, а ума — превращением внешне надлежащего во внутренне необходимое для личности.

Однако общественный и собственный нравственный опыт может по-разному осознаваться и практически использоваться человеком с помощью мировосприятия на уровне как здравого смысла, так и разума в их взаимодействии. В рамках рефлексии здравого смысла индивид ограничивается осознанием совокупности своих отдельных поступков, моральных качеств, социальных ролей в зеркале мнений различных лиц и референтных групп (в виде будничных знаний о собственном моральном статусе). Человек со здравым смыслом способен достигать относительно истинного знания о себе и целесообразно руководствоваться им в своем поведении. Но, исходя из повседневного жизненного опыта, он, конечно, склонен объяснять свои поступки в простых стереотипных ситуациях стечению внешних обстоятельств и внутренних побуждений, особенностями характера, темперамента и пр. При таких размышлениях каузальные связи проявляются на поверхности моральных явлений, нередко принимая вид случайных. Рассудительный человек иногда познает свою моральную деятельность односторонне и фрагментарно, сглаживая противоречия и абсолютизируя различия, а потому в нестандартных, сложных, конфликтных ситуациях становится беспомощным. Метафизическая ограниченность чисто расчетливой самоориентации ухудшается исторически определенным образом жизни и системой воспитания. При разных социальных условиях рассудительность может выступать как жизненное благоразумие, реалистичным взглядом на себя и окружающих, трезвой осмотрительностью и умеренностью, или в виде искривленной рассудительности, мещанского предрассудка, эгоистической расчетливости, вульгарного практицизма и хитроумного конформизма.

Интересно почитать: