Моральное самопознание инвалида. Часть 5

Автор: | 10 января, 2014

111b9a424e7_1

Формирование необходимости в моральном самопознании определяется степенью осознания социальной необходимости в моральной саморегуляции и самосовершенствовании относительно требований общества к его поведению. Зарождаясь в отчуждении, эта необходимость достигает различной необходимости в юности и зрелом возрасте, причем переживается тем сильнее, чем яснее индивид понимает противоречия между собственными притязаниями и отношением к нему окружающих, чем больше он сам испытывает сомнения в своей моральной правоте, испытывает неудовлетворенность своими решениями и поступками. Подобного рода «когнитивный диссонанс» становится важным стимулом переосмысления и критической переоценки самого себя. В этой связи требует уточнения положения И. С. Кона: «Чем активнее информационный обмен между индивидом и средой, тем меньше у субъекта оснований задумываться о себе, делать себя объектом исследования, слабо выраженной в этом случае является и аутокомуникация». Конечно, в момент общения с другими поглощённое работой лицо, как правило, не использует развернутый диалог с собой, а начинает размышлять о своих поступках, только оставаясь наедине. Но в дальнейшем побуждением к углубленному самоанализу служат конфликты, возникающие именно в процессе информационного взаимодействия с окружающими, когда проявляется несовпадение самооценок с их мнением (например оценка подруги нового платья на 8 марта). Более того, чем интенсивнее обмен достоверной информацией о других, тем серьезнее могут быть основания у каждого для того, чтобы задуматься о себе.

Если непосредственным критерием истинности морального знания человека становится собственная поведенческая практика, то косвенным показателем достоверности самопознания может быть многократное совпадение автохарактеристики со справедливой общественным мнением. «Кто хочет точно знать, чего он стоит, может узнать это только от народа и, соответственно, должен отдать себя на его суд». Сверяясь с мнением других обо мне, я убеждаюсь в своей правоте или неправоте. Общество же, действительно, определяет мою реальную моральную ценность не только по субъективным побуждениями, но и по объективным результатам моих поступков, прямо или косвенно затрагивая интересы других лиц. О скрытых помыслы и ощущения реальных индивидов можно достоверно судить лишь по социально важными действиями, мотивами, целями и результатами, которые далеко не всегда совпадают по нравственным содержанием. В характеристике индивида можно беспрекословно исходить из его представлений о себе самом, потому что, во-первых, по мере различных объективных и субъективных причин далеко не каждый способен составить о себе правильное мнение, а во-вторых, не всегда он решится публично признать то, что думает о себе, особенно, если это может характеризовать его отрицательно. При анализе и оценке собственных убеждений и поступков «очень легкие непроизвольные недоразумения с самим собой, здесь открытое, при всей добропорядочности человека, наиболее широкое поле ошибок перед самим собой».

Интересно почитать: