В развитии памяти школьников выделяют такое характерное противоречие: с одной стороны, они осознаннее используют лучшие приемы запоминания, а с другой — в них замедляется образование новых связей, им приходится при заучивании материала прилагать больше усилий. У школьников медленнее производятся ассоциации по совмещению с чем либо.
В подростковом возрасте изменяются и представления, в форме которых осуществляется воспроизведение запомненного. Постепенно уменьшается удельный вес конкретных представлений о явлениях природы, обществе и людях, появляются обобщенные представления и понятие о них.
Меняется у школьников соотношение между невольным и произвольным запоминанием.
Активизация познавательной деятельности школьника, направленная на решение различных видов познавательных задач, создает благоприятные условия для непроизвольного запоминания. Полному использованию его возможностей способствует реализация учащимися в их учебной деятельности установки «сначала понять, потом заучивать». Она создает оптимальное соотношение самопроизвольного и произвольного запоминания в приобретении учащимися знаний, умений и навыков. Чем глубже понимают ученики то, что им следует усвоить, тем выше эффективность их непроизвольной памяти.
Одной из особенностей развития памяти в подростковом возрасте является развитие словесно-логической памяти. В связи с этим была выдвинута гипотеза, что уровень смысловой памяти у подростков 15 лет выше, чем у подростков 13 лет. Для исследования была использована методика «Воспроизведение рассказов». Исследование проводилось в двух группах по 10 исследованных, 13 и 15 лет соответственно. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.