Четвертым направлением в работе по совершенствованию личных фоновых отношений на производстве является организация коллективного отдыха работников, особенно молодежи.
Третью подсистему отношений по горизонтали составляют деловые отношения, то есть отношения, возникающие между работниками непосредственно в процессе совместной деятельности.
Работа по развитию деловых взаимоотношений и сплочению трудового коллектива требует проведения мероприятий по следующим направлениям:
— Развитие коллективных форм труда и укрепление организационного взаимосвязи в производственных коллективах;
— Подкрепление коллективных деловых отношений через систему стимулирования;
— Привлечение работников, в том числе и молодежи, к управлению производством;
— Систематическая ориентация членов коллектива на определенные типы взаимоотношений как через руководителей производства, так и через средства массовой информации: заводскую прессу, средства наглядной агитации.
В процессе создания дружного, слаженного коллектива различают три этапа: на первом этапе требования относятся только со стороны руководителя, второй этап — требования руководителя принимаются активом, сам актив ставит их ко всем членам коллектива, на третьем этапе все члены принимают требования и ставят их к себе и коллег. Если не проводить подобной целенаправленной работы по развитию коллектива, то структура его складывается стихийно.
Для этого необходимо четко представлять структуру социальных функций коллектива и место в ней психологических отношений, систему взаимодействия социально — психологического климата с другими элементами этой структуры.
Социально-психологический климат состоит в тесном взаимодействии и под влиянием множества факторов: от успехов и достижений коллектива, от организации труда и стиля руководства к формам и методам материального и морального стимулирования, улучшения труда и быта работников, уровня их образованности, воспитанности, социальной активности и др.
Даже настроение каждого члена коллектива и неожиданных изменений его следует учитывать в числе факторов, которые могут влиять на социально -психологическую атмосферу коллектива в целом и психическое состояние каждого отдельного человека. Обладая способностью передаваться другим, заражать окружающих, психический настрой даже одного из членов коллектива может оказаться одной из причин не всегда желаемых изменений в настроении других людей.
Все это ставит руководителя перед насущной необходимостью овладения социально — психологическими знаниями с целью создания наиболее благоприятного климата в своем коллективе.