Вместе психодиагностика исследует мотивацию клиента по обследованию и способы ее поддержки, разрабатывает методы оценки состояния обследуемого целом, способы сообщения ему информации без ущерба, навыки презентации информации и т.п.
Итак, большинство исследователей признают психодиагностике отраслью психологического знания, направленного на разработку методов распознавания индивидуально-психологических особенностей, которая оперирует тестами (стандартизированным мерилом индивидуально-психологических особенностей) и качественными (не стандартизированы) оценками личности. Психодиагностике считают частью или особым видом эксперимента (К. Гуревич, С. Рубинштейн, В. Дюк); предмет психодиагностики — инструментом психологического измерения, оценки исследуемого объекта (Л. Бурлачук, Р. Немов), ее также определяют как раздел психологической науки, теоретической дисциплины и сферы практической деятельности психолога (А. Бодалев, В. Столин, М. Шевардина) .
Специфичность психологического измерения состоит в том, что в процессе диагностики исследуемый и психолог вступают в определенные межличностные отношения, которые сказываются на результатах диагностики. На них влияют также состояние и настроение испытуемых, условия диагностирования, то есть эргономичные факторы (шум, вибрация, освещенность помещения, где проходит исследование, микроклимат и т.д., даже то, удобно или нет человеку заполнять регистрационные бланки, работать на компьютере или на аппаратуре) . Ответы на вопросы и поведение во время эксперимента зависят от социального статуса человека, его статуса в группе в условиях коллективного психодиагностирования. Это умение психолога адекватно построить диагностический процесс (психологическое оценивание).
Интересно почитать:
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 4
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 3
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 2
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 1
- Методы диагностирования системы ценностей личности. Часть 7