Важным психологическим образованием юношеского возраста является самосознание и устойчивость образа «Я». Критикуя введено Е.Шпрангером понятия «открытие» Я, которое может быть объяснено как открытие «чего-то существующего, но неизвестного ребенку, Л.С.Выготский вместе с тем согласился, что формирование самосознания является главным результатом переходного возраста».
Ценным психологическим приобретением ранней юности является открытие собственного внутреннего мира, также открывает много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, непохожести с другими приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, диффузное, оно нередко переживается как неопределенное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую надо заполнить. Отсюда растет потребность в общении, например, общается между собой бригада сантехников, и одновременно повышается избирательность общения, потребность в одиночестве.
Становление личности также включает в себя становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» — сложное психологическое явление, которое не является простым осознанием своих качеств или совокупности самооценок.
Интересно почитать:
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 7
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 6
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 5
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 4
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 3