Образ «Я» — не просто отражение каких-то объективных и независимых от степени своего осознания качеств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включая три компонента: познавательный — знание себя, представление о своих качествах и черты; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение; поведенческий — практическое отношение к себе на основе предыдущих двух компонентов.
Теория социального научения подчеркивает приобретении собственной системы ценностей посредством процессов идентификации, интернализации и подкрепления. Во подкреплением мы понимаем различные средства общественного воздействия, наряду с влиянием родителей способствуют усвоению определенных ценностей. Если сверстники, школа, церковь или средства массовой информации ориентируются на те же ценности, что и родители ребенка, то ему дается их быстрее и лучше. Однако, если это не так, подобное противоречие порождает внутренний конфликт. Такая ситуация нередко наблюдается среди молодых людей, чьи родители занимают низкое социальное положение в обществе.
Согласно Э. Эриксон, важная задача, которая стоит перед человеком в юности — это установление собственной идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельностью. Формирование идентичности — непрерывный процесс.
Интересно почитать:
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 7
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 6
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 5
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 4
- Стимулирование познавательной деятельности студентов. Часть 3