Семейная среда и формирование «Образа-Я» ребенка. Часть 4

Автор: | 21 июля, 2014

В стабильной социальной среде развитие личности опосредуется внутренними психологическими закономерностями, проходит фазы адаптации, индивидуализации и интеграции (А. Петровский). Процесс социализации личности происходит в конкретных культурно-исторических условиях в духовной плоскости ментального поля социума. Гуманистическая же психология рассматривает социализацию как самоактуализацию «Я-концепции» личности.

Со Схемы 2 легко убедиться, что процесс социализации ребенка, процесс активного усвоения и воспроизводства ней ментального опыта начинается именно с семьи, в атмосфере неповторимого интимно-духовного общения с родителями. Именно в семье, в семье ребенок впервые осознает и выкристаллизовывает, самоактуализирует собственный «Образ-Я» («Я-(имя)», «Я-сын (дочь)» и другие. Это может происходить и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизнедеятельности семьи, однако определяющую основу закладывает воспитание, которое осуществляется в семье на основе народной педагогики. Воспитать ребенка намного сложнее, чем купить фризер по низкой цене. Именно народная педагогика полно отражает особенности народного бытия и мировоззрения, весь разноцветный спектр этнической ментальности. Еще в VI-IX вв., как утверждает П. Кононенко, именно на почве многовекового опыта наши предки осознали «мы (они) — не греки, а не римляне, а не варяги, мы — русские! и где живем — то земля наша, потому завоевана кровью и воспитанная и опоэтизированная трудом, умом , сердцем бесчисленных поколений». Залог национального самосознания — именно в семье.

Интересно почитать: