Мотивация, мотивационные переменные, их диагностирование. Часть 6

Автор: | 4 июля, 2014

14) личностный ориентационный опросник. Модификации: «Личностная направленность», «Ценностные ориентации личности», «Примерная анкета» (М. Басе; адаптация В. Смекала, М. Кучера, ЧССР, публикация, 1977);

15) методика оценки мотивации избегания неудачи — самозащиты (Т. Элерса; адаптация М. Котика, 1981).

16) проект личностный опросник (Б. Кула-гон, 1981);

17) опросник потребности в достижении (ПД) — оценка особенности мотивации достижения (Ю. Орлов, 1978);

18) опросник Херманс — оценка мотивации у детей 10-16 лет (1971) и взрослых (1976) (X. Херманс, 1970);

19) список личностных предпочтений (EPPS) — оценка силы потребностей (А. Эдвардс, 1954);

20) тест «Завершение предложений» (SentenceCompletionTest — SCT) — оценка словесных ассоциативных связей (Г.Эббингауз, 1897; А. Пейн, 1928). Варианты: тест эмоционального инсайта (А. Тендлер, 1930), тест «Незавершенные предложения» — 1ST (два субтеста по 50 пунктов, Дж. Ротгер, П. Виллерман), SSCT (60 пунктов; Дж.-М. Сакс).

В отечественной психологии мотивации чаще используют Тест юмористических фраз, который относится к методам оценки юмора, является проективной методикой диагностирования мотивационной сферы личности.

Исследование мотивации продолжают развиваться трем направлениям: физиологическим, поведенческим и психологическим. Физиологическое направление предусматривает анализ неврологических и биологических факторов: первичных влечений (голод, жажда, поддержание температуры, избегание боли, секс и т.д.), а также имеющих органическую основу (например, гомеостаз поездов, лимбическая система). Разработкой и усовершенствованием теории влечения и теории научения занимается поведенческий направление. Эти направления взаимно. Психологическое направление объясняет сложные, усвоенные модели поведения (например, потребность в достижении, потребность в аффилиации, бессознательная мотивация).

Интересно почитать: