Ценностные ориентации как одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека выражают сознательное его отношение к действительности, определяют мотивацию его поведения, влияющих на ее деятельность. Общественная шкала ценностей формируется в процессе удовлетворения потребностей. Проблему ценностей исследуют в контексте жизненных перспектив человека.
Ценности — выражение оценки индивидом явлений действительности и поступков при удовлетворении потребностей и интересов.
По ценностного подхода в изучении формирования сознания явления действительности и поступки людей рассматривают как ценности, выражающие субъективную оценку индивидом необходимости этих феноменов для удовлетворения потребностей и интересов.
Ценностный аспект прослеживается при изучении саморегулятивных тенденций личности. При диагностировании мотивационно-ценностной сферы человека прежде учитывают степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и их содержание (направленность). Степень сформированности иерархической структуры важен для оценки уровня личностной зрелости человека, поскольку интериоризация ценностей как осознанный процесс при наличии у человека способности выбирать цели и явления, способные удовлетворять ее потребности и интересы, формировать из них структуры в соответствии с условиями существования, близких и отдаленных целей своего жизни, возможностей реализации и т.п.. Содержание (направленность) характеризует особенности функционирования ценностных ориентаций, квалифицирует личность. Структура, сочетание основных ценностных ориентаций предопределяют направленность деятельности личности. Ценности взаимосвязаны с жизненными целями.
Интересно почитать:
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 8
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 7
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 6
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 5
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 4