14) личностный ориентационный опросник. Модификации: «Личностная направленность», «Ценностные ориентации личности», «Примерная анкета» (М. Басе; адаптация В. Смекала, М. Кучера, ЧССР, публикация, 1977);
15) методика оценки мотивации избегания неудачи — самозащиты (Т. Элерса; адаптация М. Котика, 1981).
16) проект личностный опросник (Б. Кула-гон, 1981);
17) опросник потребности в достижении (ПД) — оценка особенности мотивации достижения (Ю. Орлов, 1978);
18) опросник Херманс — оценка мотивации у детей 10-16 лет (1971) и взрослых (1976) (X. Херманс, 1970);
19) список личностных предпочтений (EPPS) — оценка силы потребностей (А. Эдвардс, 1954);
20) тест «Завершение предложений» (SentenceCompletionTest — SCT) — оценка словесных ассоциативных связей (Г.Эббингауз, 1897; А. Пейн, 1928). Варианты: тест эмоционального инсайта (А. Тендлер, 1930), тест «Незавершенные предложения» — 1ST (два субтеста по 50 пунктов, Дж. Ротгер, П. Виллерман), SSCT (60 пунктов; Дж.-М. Сакс).
В отечественной психологии мотивации чаще используют Тест юмористических фраз, который относится к методам оценки юмора, является проективной методикой диагностирования мотивационной сферы личности.
Исследование мотивации продолжают развиваться трем направлениям: физиологическим, поведенческим и психологическим. Физиологическое направление предусматривает анализ неврологических и биологических факторов: первичных влечений (голод, жажда, поддержание температуры, избегание боли, секс и т.д.), а также имеющих органическую основу (например, гомеостаз поездов, лимбическая система). Разработкой и усовершенствованием теории влечения и теории научения занимается поведенческий направление. Эти направления взаимно. Психологическое направление объясняет сложные, усвоенные модели поведения (например, потребность в достижении, потребность в аффилиации, бессознательная мотивация).
Интересно почитать:
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 4
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 3
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 2
- Особенности психодиагностирования детей дошкольного возраста. Часть 1
- Методы диагностирования системы ценностей личности. Часть 7