Родной язык и становление личности ребенка. Часть 10

Автор: | 17 июля, 2014

Контент-анализ украинских народных сказок показал, что большинство из них по своему содержанию и форме изложения могут стимулировать моральную рефлексию ребенка: идентифицируя себя с положительным героем, ребенок невольно начинает сравнивать себя с ним, расширяя при этом границы своего самопознания. Во многих сказках («Рукавичка», «Колобок», «Коза-дереза», «Соломенный бычок» и др.). Содержатся словесные конструкты для «Я-образа» героя, наставляет ребенка ставить соответствующие вопросы «А кто я? «,» Какой я? «и искать на них ответ.

Не только социально-бытовое, но и большое психологическое значение имеет имя-наречения ребенка — древнего обычая, связанного с выбором имени для новорожденного. Считалось: имя определяет судьбу человека. Современные психологические наблюдения показывают, что слово-имя — первый вербальный конструкт для обозначения ребенком впервые осознанного «Я-образа». Попутное напомним один из родноязычных обязанностей, о котором говорил И. Огиенко: «Береги свое личное имя и родовую фамилию в полной национальной форме и никогда не изменяет их на чужие. Наименьшая здесь изменение — это уже шаг к винародовлення».

Интересно почитать: