При использовании технологий исследовательской деятельности в процессе обучения прежде всего необходимо проанализировать условия ее реализации:
- диалогическое взаимодействие ученика и педагога;
- компетентность педагога;
- способности учащихся;
- грамотная организация учебного исследования;
- включение механизмов рефлексии.
Если отсутствует какое-либо условие, то такая деятельность будет неэффективной.
Формы организации исследовательской деятельности могут быть как урочные, так и внеурочных. Однако в них должны присутствовать следующие моменты:
- продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставление им возможности высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
- усиление экспериментальной составляющей занятий, ориентированной на развитие и саморазвитие;
- обмен мнениями, мыслями, оценками;
- стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
- побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятиям;
- стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.