Факторы становления самосознания ребенка. Часть 4

Автор: | 22 июля, 2014

Все указанные психические явления взаимодействуют между собой и способствуют формированию самосознания, которая, по Р.М.Грановською, является вершиной развития высших психических функций и обеспечивает способность человека осознавать внешний мир, отделять себя из него, а также познавать, переживать свой внутренний мир и определенным образом относиться к себе. Таким образом, Я-концепция, как базовая составляющая самосознания, формируясь на основе психических явлений, в дальнейшем регулирует ними.

В формировании и функционировании Я-концепции также участвует внутренняя деятельность личности. В психологии существует два подхода к рассмотрению внутренней деятельности личности, проявляющееся в действии защитных механизмов, направленных на достижение согласованности подструктур «Я»: психоаналитический и когнитивный.

Психоаналитический подход, сформированный З.Фрейдом и развит в работах А.Фрейд и других представителей психоанализа, позволил рассматривать защитные механизмы в качестве приемов и способов переработки чувств, мыслей из-за наличия конфликта в личности с целью обеспечения регуляции поведения и сохранения целостности «Я».

Интересно почитать: