Роль человеческого фактора и социальной психологии в менеджменте

Автор: | 22 сентября, 2014

kar1123

Долгое время при решении проблем АПК доминировал технократический подход, когда упор делался на материальных (объективных) условиях производства, на механизации производственных процессов, насыщении предприятий современной техникой и др.

В то же время нередки случаи, когда в управленческой деятельности вовсе не учитывался или частично учитывался человеческий фактор.

Объективные условия, развитие коммерческого (хозяйственного) расчета, прогрессивная система стимулирования и т. п. не определяют окончательно успех деятельности людей. На практике рациональная техническая организация, новая техника и технология обеспечивают полную отдачу только при таких условиях, когда учитывается самочувствие работающих, их удовлетворенность условиями труда, другие морально-психологические аспекты. То есть в поле зрения менеджера всегда должен быть «человеческий фактор», который по содержанию шире по сравнению с такими категориями, как «рабочая сила», «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы» и др.

Понятие «человеческий фактор» по своему содержанию близко понятию «субъективный», в основе которого лежат политические, идеологические и социальные характеристики, тогда как первое связано с решением социально-психологических проблем, активизацией многочисленных социально-психологических качеств отдельного человека и целых трудовых коллективов. Значение человеческого фактора возрастает в связи с усложнением демографической ситуации (кстати, в связи с этим очень возросла популярность слингов для новорожденных которые можно купить даже в интернет магазине по низкой цене) и уменьшением прироста трудоспособного населения вследствие устойчивой тенденции к снижению рождаемости. Понятно, что уменьшение трудовых ресурсов сопровождается повышением требований к их продуктивного использования.

Все это свидетельствует о том, что для успешного управления необходимо руководствоваться не только экономическими законами, но и социологическими, знаниями о человеке, о закономерностях ее

деятельности и поведения, о ее возможности и способности, о психологических различиях между людьми, об их групповое взаимодействие. В связи с этим заслуживают внимания модели «гуманизации труда и управления», как правильно организовать двусторонние взаимоотношения менеджеров и рабочих, как реализовать концепцию «соучастия в управлении» и другие.

Интересно почитать: