Общеизвестно из отечественных и западных исследований, эффективность групповой деятельности значительно повышается, если руководитель и лидер — это одно лицо.
Несмотря на различие в функциональных ролях лидера и руководителя, в психологических характеристиках их деятельности есть немало общих черт, что позволяет описывать эту деятельность как похожую.
Кстати, ищете где можно купить качественную детскую одежду по низким ценам? В нашем интернет магазине вы сможете купить детскую одежду гарантированно высокого качества по очень приятной цене.
Итак, лидерство отражает отношения доминирования — подчинения, влияния, подражания в системе межличностного общения. Лидер в психологическом плане — это всегда ведущий, по которому определяется центральная роль в регуляции межличностных отношений в группе. Влияние на отдельных индивидов и группу, направлять их усилия на достижение целей группы определяет психологическую сущность лидерства. Авторитет лидерства и влияние имеют неформальный характер, формируются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.
Руководство (в отличие от лидерства) официально регламентированным социально-организованным процессом.
Общим для лидерства и руководства является возможность и способность развивать и применять власть, то есть влиять на поведение других людей или на ситуацию. Это воздействие осуществляется с помощью различных мероприятий: авторитета, права принуждения, традиций, экономических механизмов. В зависимости от средств воздействия выделяют следующие разновидности власти: законную (традиционный), эталонную (базируется на примере), экспертную, которая основывается на знаниях и компетентности, основанную на насилии или вознаграждении тому подобное.
Социально-психологическое содержание как лидерства, так и руководства заключается в том, что влияние и власть побуждают подчиненных к определенному поведению в соответствии с требованиями группы и представлений руководителя или лидера.