Психодиагностика, пользуясь различными методами для распознавания психологических особенностей человека, разработала свой категориальный аппарат. Основными понятиями психодиагностики является «диагностические признаки», которые можно непосредственно наблюдать и регистрировать, и «категории», скрыты от непосредственного наблюдения (рис. 2.1). В социальных науках их называют латентными переменными. Количественные категории также обозначают термином «диагностические факторы».
Исследовав признаки, психолог имеет возможность перейти к скрытым категориям и сделать диагностический вывод. Трудности психологической диагностики заключаются в том, что нельзя установить точных связей между признаками и категориями. Например, один и тот же поступок ребенка (вырвал лист из дневника) могут вызывать различные психологические причины: повышенный уровень скрытого фактора «склонности к обману» или фактора «страха наказания». Для точного заключения одного симптома недостаточно, следует проанализировать все их комплекс (поступки в различных ситуациях). Такой анализ обеспечивают тесты, как серия однотипных стандартизированных коротких экзаменов позволяют выявить предполагаемый скрытый фактор. Различные тестовые задания должны выявить у испытуемого симптомы. Результаты этих диагностических экзаменов помогают выяснить уровень измеряемого фактора.
Интересно почитать:
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 8
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 7
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 6
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 5
- Развитие познавательной активности будущих психологов. Часть 4