Ответы детей на вопрос, почему не изображено того или иного члена семьи, имеют преимущественно защитный характер: «Не рисовал, потому что забыл», «Он пошел гулять» и др.
Иногда дети дают более выразительные эмоциональные ответы: «Не хочу — он бьется», «Не хочу его рисовать, потому что он со мной не играет».
Иногда вместо реальных членов семьи, ребенок рисует животных, птиц. Педагог всегда должен уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (чаще всего так рисуют братьев или сестер, влияние которых в семье ребенок старается уменьшить).
Расположение членов семьи показывает некоторые особенности взаимоотношений в ней. Рисование членов семьи, которые взялись за руки является индикатором психологического благополучия, согласия, включение себя в семье. Рисунки с противоположными характеристиками (члены семьи изображены отдельно) могут свидетельствовать о низком уровне эмоциональных связей.
При толковании требуют предосторожности те рисунки, на которых ребенок размещает все фигурки близко друг к другу в ограниченном пространстве (кораблик, геометрическая фигура, маленький домик). Такое расположение свидетельствует, что ребенок в реальной жизненной ситуации чувствует себя беспомощным.
Интересно почитать:
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 9
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 8
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 7
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 6
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 5