Изучаем рисунки ребенка. Часть 9

Автор: | 19 января, 2015

Ответы детей на вопрос, почему не изображено того или иного члена семьи, имеют преимущественно защитный характер: «Не рисовал, потому что забыл», «Он пошел гулять» и др.

Иногда дети дают более выразительные эмоциональные ответы: «Не хочу — он бьется», «Не хочу его рисовать, потому что он со мной не играет».

Иногда вместо реальных членов семьи, ребенок рисует животных, птиц. Педагог всегда должен уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (чаще всего так рисуют братьев или сестер, влияние которых в семье ребенок старается уменьшить).

Расположение членов семьи показывает некоторые особенности взаимоотношений в ней. Рисование членов семьи, которые взялись за руки является индикатором психологического благополучия, согласия, включение себя в семье. Рисунки с противоположными характеристиками (члены семьи изображены отдельно) могут свидетельствовать о низком уровне эмоциональных связей.

При толковании требуют предосторожности те рисунки, на которых ребенок размещает все фигурки близко друг к другу в ограниченном пространстве (кораблик, геометрическая фигура, маленький домик). Такое расположение свидетельствует, что ребенок в реальной жизненной ситуации чувствует себя беспомощным.

Интересно почитать: