Одновременно учителю предлагалось оценить проявление ответственности учеников за 5 бальной шкале. Если ученик проявляет ответственность в учебной деятельности практически всегда, то он получает 5 баллов, не всегда, но довольно часто — 4 балла, иногда проявляет, иногда нет — 3 балла, очень редко — 2 балла, не проявляет вовсе — 1 балл. Сравнительный анализ представлений детей о собственном уровень сформированности ответственности и соотнесение их с оценкой взрослых позволяет выявить насколько критически младшие школьники подходят к оценке своей ответственности.
В случае совпадения оценки ученика и учителя, мы можем говорить об адекватной самооценке ответственности. При оценке учеником своего качества выше, чем оценил учитель, следует говорить о неадекватной, завышенную самооценку. В случае, если оценка ученика ниже, чем оценка учителя, мы говорим о неадекватной, заниженной самооценки отношение к допущенным ошибкам, трудностей в учебной деятельности. Заниженная самооценка может сигнализировать о том, что ребенок не видит своих успехов, во всех ситуациях чувствует себя «плохой», безответственной. На уроках такой ученик редко проявляет инициативу, самостоятельность, учится с большим напряжением. Почти половина учеников поставили себя на самую низкую ступеньку лесенки, не выявили ответственность реально в методике «Задача с пятницы на понедельник». Однако очень заниженная самооценка может заставить человека требования к себе, заставить ее больше работать над собой.
Интересно почитать:
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 9
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 8
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 7
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 5
- Изучаем рисунки ребенка. Часть 3