Толерантность в системе ценностных ориентаций студентов педвузов. Часть 2

Автор: | 13 февраля, 2015

Вместе с тем, переход к субъект-субъектных отношений с почтительным, уважающим отношением учителя, воспитателя к ученику и одновременно таким же отношением ученика к педагогу невозможен без решения проблемы толерантности.

На уровне индивидуального сознания проблема толерантности актуализируется тогда, когда мы, находясь в ситуации межличностного или межгруппового общения, переживаем инаковость другого, его непохожесть нас. Это переживание отмечается полярностью: приемлемое-неприемлемое (П. Рикер). Собственно, это плоскость действия социально-психологических установок, среди которых сдержанность — не запрещать и не требовать, когда это возможно; признание — от запрета и требования доли от того, кто ее имеет, признание различия в доле каждого; подтверждение права противника на существование и искреннее желание культурного общежития с ним (положительно конфликтная толерантность); уважение; признание права другого на ошибку, любовь к ближнему (толерантность — мироощущение).

Итак, главный вопрос, который конкретизирует проблему толерантности, оказывается в связи с? Выяснении границ приемлемого и возможного их расширения. Таким образом, проблема толерантности можно понимать как проблему личностных установок, ценностей и смыслов, которые, с одной стороны, детерминируют внутренний мир личности, ее чувства и переживания, с другой — является мотивационно-регулирующими коррелятами, которые определяют реальное поведение. В этом русле толерантность исследуется в пределах ценностно-смыслового подхода.

Интересно почитать: