Конфликтология в юношеском возрасте. Часть 4

Автор: | 6 марта, 2015

В научной литературе Я-концепция определяется как совокупность представлений человека о том, какая она во всех своих собственных проявлениях, возможных и действительных, сущего и второстепенных. Основные структурные компоненты Я-концепции подробно разработаны Р. Бернсом, а именно: «реальное Я» (самоустановке на представление личности о том, какой она действительно является в самовосприятии себя и в настоящем); «Идеальное Я» (самоустановке и представления личности о собственном желаемый образ в будущем); «Зеркальное Я» (самоустановке и представления личности к восприятию ее окружающими). Именно нарушения в развитии самоустановке на принятие другими личности приводит к актуализации «Я-идеального» и, как следствие, неадекватность самооценки, которая нивелирует реальный образ Я и другие полезные вещи в самооценке личности.

Объективная и адекватная самооценка, как отмечает Н. И. Повякель, является важным условием не только успешных и конструктивных взаимоотношений, но и работоспособности, душевного равновесия и благоприятной психологической атмосферы. В то же время, недостаточная адаптивность и проницательность в общении непосредственно связаны с заниженной самооценкой, для компенсации которой и создается «зверхдосконалый идеальный образ». Стремление жить в нереального идеала или чрезмерные притязания к окружающим, которые проицируются «идеальным Я» приводят к нарушениям в интерперсоанльного взаимодействия. Аналогично, завышенная самооценка проектирует конфликтность личности, и как один возможный из последствий, игнорирование человеком разрыва между «идеальным Я» и собственными проблемами, которые приводят к нарушениям поведения индивида.

Интересно почитать: