По нашему мнению, чтобы быть достаточно компетентными в решении этого сложного вопроса, целесообразно осуществить исторический экскурс исследований, проведенных ведущими психологами из аспекта становления моральных суждений подрастающей личности. Как доказано научной практикой, все новое, современное всегда строится на фундаменте классического, исторического.
Одними из первых работ, посвященных изучению нравственных знаний, понятий и суждений детей, были теоретические разработки швейцарского ученого Ж. Пиаже. На основе его исследований было сформировано концептуальную базу для более поздних научных изысканий. И хотя выдающийся ученый апробировал свои теоретические разработки только в области детской психологии, методологическая основа его представлений о стадиях умственного развития личности применялась как в отношении подростков, так и взрослых. Однако последователи Ж. Пиаже (Л. Кольберг, К. Гилиган, Л. Обухова и др.) Не подтвердили в своих научных трудах ряд его положений.
Изучая отношение детей к правилам игры, Ж. Пиаже определил две такие последовательные стадии нравственного роста: этика принуждения и этика сотрудничества. На первой стадии (этики принуждения) дети ограничены правилами игры, которые их сдерживают, поскольку эти правила олицетворяют власть родителей, а потому строго обязательными. Кроме того, правила символизируют незыблемый порядок вещей и дети должны им беспрекословно подчиняться. На второй стадии (этики сотрудничества), в результате общения с окружающим миром, дети осознают, что правила не абсолютные — их можно изменять с общего согласия. Получается, выполнения общественных обязанностей, соблюдение норм уже не рассматриваются детьми как внешние законы, являются абсолютными. Итак, приобретая в собственный опыт такие нравственные знания, дети двигаются от гетерономии (иначе говоря — «управление ими со стороны взрослых») к автономии («самоуправление»).