Любознательность может касаться различных предметов и явлений действительности, различных ее сторон и признаков. Но касается она прежде всего тех предметов и явлений, которые имеют для личности первостепенное значение. Поэтому любознательность у взрослого человека имеет избирательный характер, в то время как у дошкольника она может быть направлена одновременно на большой круг предметов, противоположные по смыслу и функцией объекты.
Разбросанность любознательности во взрослом возрасте может рассматриваться как негативная черта, поскольку легко может перерасти во внешнюю интерес, в дилетантизм. В то же время в дошкольном возрасте такая разобщенность любознательности понятна и обусловленной особенностями развития человеческой психики.
Следует отметить, что нельзя отождествлять разбросанность интересов с их широтой. Ведь гармоничное развитие личности предполагает именно широту, а не узость интересов. При этом ценной чертой личности является многофокусность интересов, когда они касаются мало связанных между собой видов деятельности (например, интерес к математике сочетается с интересом к насекомым, с интересом к подвижным играм или танцев). Тогда и любознательность проявляется в различных сфер человеческого знания и удовлетворяется объектами, имеющими различную практическую значимость.
Интересно почитать:
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 9
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 8
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 7
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 6
- Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учебе. Часть 5